хранители трона в мадридском Королевском дворце – только часть львиного
семейства. Веласкес привез из Италии 12 скульптур, выплавленных в 1651 году
по образцу львов Медичи мастером Матео Бонарелли де Лука, помощником
Бернини (как раз с Констанцией, женой Бонарелли, у Бернини был кровавый
роман, подробности в бредоблаке «Мадридские львы и кровавые страсти в
Риме»). Итак, где же остальные львы? Пожар в старом дворце – Алькасаре –
звери (за исключением одного) пережили, львиный «квартет» переехал в новый
дворец, а великолепная семерка с примкнувшей копией подпирают с 1839 года
пару драгоценных столешниц в музее Прадо. Поскольку в Прадо всё вечно
передвигают, столы то убирали в запасники, то выставляли в разных залах, а в
2003 году отправили на реставрацию: бронзовые львы совсем потемнели, а
свинцовый (тот, что копия) почти развалился. И только в 2008 году шедевры
декоративного искусства с тщательно отреставрированными ножками-львами
торжественно заняли свое постоянное (как обещают) место в центральной
галерее музея. Половина львов теперь смотрит на «Семейство Карла IV» Гойи, а
другая - на скульптуру Карла V (ту самую, где доспеха съемные, а под ними
обнаженный император). Столешницу покрупнее с геометрической композицией
из агата, яшмы, ляпис-лазури и африканского мрамора, подарил Филиппу II
папский легат, кардинал Алессандрини, племянник Пия V. Это самый большой в
мире стол, выполненный только из твердых камней, к тому же, все они относятся
к кремниевым породам, с которыми сложнее всего работать (делали его 20 лет).
Второй стол меньше, но разглядывать его интереснее – там и птицы, и пушки, и
латы, и пленённые турки. Он посвящен победе при Лепанто и принадлежал
Родриго Кальдерону, сподвижнику герцога Лермы, фаворита Филиппа III. После
смерти монарха Лерма впал в немилость, а расплатился за все Родриго
Кальдерон, «маркиз Семи Церквей», обвиненный в колдовстве, коррупции и
растратах. Роскошный стол фигурировал в списке вещественных доказательств
под номером 160. Дон Родриго выдержал пытки, отрицал все наветы, но в 1621
году был казнен на Пласа Майор. Казнь его вошла в поговорку - «гордый, как дон
Родриго, идущий на эшафот». Испанские аристократы умели умирать достойно.
Любитель искусств Филипп IV купил «вещдок» и в составе королевской коллекции
еще один памятник победе при Лепанто оказался в Прадо. Лев-новодел, конечно,
достался столу Родриго Кальдерона. При внимательном осмотре отличить копию
от детищ Веласкеса совсем не сложно.