После того как три конвоя с картинами успешно прибыли в Валенсию — за «Графа-герцога Оливареса» сразу взялись реставраторы, — 10 декабря пришел черед двух главных и знаковых шедевров. «Менины» Веласкеса и «Конный портрет Карла V» Тициана были вместе погружены на грузовик. В кузове пришлось установить металлическую конструкцию, чтобы закрепить гигантские полотна. Отправкой руководили писательница и активистка Мария Тереза Леон и ее муж Рафаэль Альберти, поэт и друг расстрелянного франкистами Федерико Гарсиа Лорки. В мемуарах они опишут, как Альберти, забравшись на грузовик, рассказывал простым солдатам из моторизированного конвоя, кто такой Веласкес, дабы они понимали ценность того, что им выпало сопровождать. «Народ спасает королей, не понимая самого искусства, но осознавая важность деяния» — об этом не раз напишут участники эвакуации, а также о том, что под мостом Пуэнте-де-Арганда «Менины» не проходили, картину пришлось выгрузить и восемь человек в темноте переносили ее на руках. Сложно даже представить, что пережили, узнав об этом, Санчес Кантон и другие хранители Прадо. Ответственные за эвакуацию Леон и Альберти не спали всю ночь, отслеживая перемещение конвоя, пока Жозеп Ренау не сообщил им, что Веласкес с Тицианом прибыли в Валенсию… «Менины» и «Карл V» и сейчас висят в Прадо друг напротив друга — Веласкес в «базиликальном» зале, Тициан в центре главной галереи, — храня память и о бедствиях ХХ века, и о том походе, куда император Карл, облаченный в доспехи, отправился вместе с правнуком Филиппом IV, смутно отраженным в зеркале, со всем семейством, включая карликов и собаку.
После приключения «Менин» в Арганде отправку коллекций передали в ведение Комитета по охране художественного достояния и профессионалов-музейщиков, отстранив активистов из компартии и Альянса антифашистской интеллигенции. Спешка первых этапов эвакуации была связана, прежде всего, с тем, что «спецоперация» проводилась в строжайшем секрете. Решение республиканского правительства противоречило международным соглашениям и нормам, принятым самим музеем. Только когда первая партия картин успешно прибыла в Валенсию, новости о перемещении Прадо появились в прессе вместе с проклятиями «фашистскому варварству»: во время бомбардировки 16 ноября в здание музея попало девять зажигательных бомб.